Черногория 2012, 20-29 августа. Фотоотчет

«В момент рождения нашей планеты, самая прекрасная из встреч земли и моря произошла в Черногории… Когда сеялись жемчужины природы, на эту землю пришлась целая пригоршня…»
Джордж Байрон

Всего 2 часа разницы во времени

И 3 часа лёта на маленьком удобном самолете – и мы в Черногории!

День 1. Аэропорт – Подгорица, Колашин – Быстрица.

Время 7:20. За бортом +33. Подгорица. Welcome!

2 часа на сборку великов и перепаковку вещей. Жара становится за 35

Байки готовы. Еще дома, оценив количество вещей, мы решили не ставить велоштаны Трек-45 (в которые бы поместилось бы всё барахло) на багажник bekstar, а обойтись тремя компрессионными мешками. Суммарный вес багажа на консольнике и багажнике около 13-14 кг.

Под палящим солнцем докрутили до Подгорицы

Побруляв по загруженным улицам столицы, нашли автовокзал.
После бессонной ночи, как и планировали, вкрутили в Колашин на автобусе, набрав почти километр высоты

Пора бы и вкрутить

Первые горы и уже не первая заправка Лукойл

Дорога от Колашина до Мойковаца идет под гору, но из-за ветра пришлось крутить.
Доехали до национального парка Биоградская Гора

Мойковац, слева мост через реку Тара

Долина реки Тара.

Bekstar релаксирует в тени

Отель Равняк в поселке Быстрица

PowerBar Energize и Черногорский Вранак – вместе веселее

Пробег за день 50 км
Набор примерно 250-300 метров
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=lvdndlwylpgxrjmg&authkey=352101572D797CCB41CFBECC5C60C5BC8D38A3026139A5AD

День 2. Быстрица – Жабляк
Номер в отеле Равняк, всего за 30 евро с завтраком

Река Равняк, по сути мощный карстовый источник

В этот день мы продолжили путь по каньону реки Тара, который является одной из природных достопримечательностей Черногории.

Вдоль дорог много осыпей, из-за которых на асфальте регулярно попадается гравий

Каньон Тары. Видно место впадения реки Равняк в Тару

Начало национального парка Дурмитор

Бирюзовая вода Тары совсем близко

Популярное туристическое место - мост Джурджевича через Тару

Каньон Тары

От моста продолжается подъем с серпантинами

Вот с таким уклоном

Вкручиваем вверх. Только высота немного компенсирует жару

Взобравшись на перевал, увидели горный массив Дурмитор

Горнолыжный курорт Жабляк, центр.

В поисках жилья сунулись в отели (3-4*) – от 70 евро на двоих.
В итоге сняли комнату за 20 евро.

Пробег 50 км.
Набор 1280. Спуск 700
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=grzfuswpncsrsaia

День 3. Жабляк – Плужине
Многие велотуристы делают в Жабляке дневку и поднимаются на самую высокую гору Боботов Кук. Но из-за отсутствия обуви и нелюбви к хождению по горам, мы просто катанули по национальному парку Дурмитор и уехали в непопулярный маленький город Плужине.

Дурмитор

Озера в стране называются «глаза Черногории»

Дорога к перевалу

Перевал Седло, 1907 метров – самый высокий в Черногории

Вид с перевала

И на перевал с обратной стороны

Серпантины на окраине нац.парка Дурмитор

Домашний сыр

Серпантин к Пивскому водохранилищу

Пивское водохранилище с потрясающим цветом воды

Плужине

Приехав в городок, долго думали оставаться, или вкрутить еще чтобы сократить пробег следующего дня. Выяснилось, что в ближайшие 17 км (из которых около 15 в гору) ночлега нет. Решили оставаться в Плужине, однако отель Пива оказался закрыт.
Тут же женщина Александра предложила отличную квартиру за 20 евро (телефон 069-95-45-45, координаты GPS N43.09.292, E018.50.741).

Вечер в Плужине

Пробег 50 км.
Набор 790. Спуск 1520
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=vdajtbidggeafpre

Продолжение следует…

День 4. Плужине – Никшич
Четвертый день предполагал достаточно скучный перегон через горы в промышленный центр Никшич.
Выезд в раньше 8 утра, было достаточно прохладно, и мы бодро покрутили вверх.

Пивское водохранилище, в долине виден дым лесных пожаров

Пивский монастырь

Вкрутили на высоту под 1000 метров – дым пропал

Высота 1149 м, еще немного и будет перевал

Первый прокол колеса (стеклом), заклеился после прижатия

На подъезде к Никшичу – жара, дымка, загруженные дороги.

С жильем в Никшиче оказалось тоже не просто, частного жилья (собе и апартаменты) не нашли. Планировали остановиться за городом на озере, но жилья там нет. На выезде в отеле Вуков Мост 4* - 80 евро на двоих. Вернулись в центр города, нашли отель Singel 3* за 50 евро с завтраком (GPS координаты N42.46.454 E018.57.199).

Сава Ковачевич

Парк

Музей

Памятник Николаю 1, Царю Черногории

Пробег 70 км.
Набор 900. Спуск 975
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pjrgebjcldshskup

День 5. Никшич – Цетинье.
Путь из Никшича в Цетинье не так часто встречается в отчетах - многие едут из Никшича сразу на побережье в Рисан. Но в таком случае из маршрута может выпасть мавзолей Негоша, т.к. придется вкрутить в гору с набором 1600 метров, что не особый вариант.
При этом и бывшая столица Цетинье, и мавзолей Негоша стоят того, чтобы их посетить.

Утренний путь начался в достаточно плотном дыму.
За дамбой должно быть Сланское озеро

От озера начался подъем на перевал

С набором высоты воздух становился чище, но при этом становилось всё жарче

После 1050 метров начались «качели» со сбросом и набором высоты

Оборудованный родник

А в этом кранике воды не оказалось

Пустынная дорога по красивым горам

Последний перевальчик. Вдалеке на верху горы различим мавзолей Негоша

До Цетинье осталось 6 км

Вид с серпантина на Цетинье

Покатавшись по городу, нашли апартаменты Alexandra, 40 евро за двоих.
Должен сказать, что это было лучшее жилье.

Улочки Цетинье

Вук Мандушич

Дом Дьюкановича, ХХ век

Министерство Культуры

Цетинский монастырь

До Эрмитажа 2078 км, до Лувра 1477 км

Пробег 71 км по GPS (по велокомпу 78км).
Набор 1 050. Спуск 1 050
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yacthnwcklgkqpmd
Это был самый тяжелый день из-за постоянных «качелей», дыма и жары.

День 6. Цетинье – Котор.
Один из эпических дней, через гору к морю с посещением мавзолея Негоша. Стартовали в 7:30, чтобы вкрутить не по самой жаре.
Сразу в Цетинье начинается подъем, длинной почти 25 км

Национальный парк Ловчен

Дорога узкая и достаточно загруженная

Изотоник

Качественный серпантин

Высота 1257 метров. Указатель с маршрутами

Вкрутили еще

Мавзолей уже совсем близко

4й час кручения в гору. Градиент стал совсем жесткий

Последний виток серпантина. Я хотел пойти пешком

Подъем занял примерно 3:45, я предполагал 4 часа

Цетинье остался где-то внизу

А за этой горой начнется спуск в Котор

Мавзолей Негоша

Спуск в Котор словами не описать, поэтому выдаю картинку из GoogleEarth

Которская бухта

Лайнер Holland American Line нечеловеческих размеров

Старый Котор – объект Всемирного мирового наследия ЮНЕСКО

Поселились в поселке Доброта.

Сняли собе за 35 евро в 50 метрах от берега.

Пробег 53 км
Набор 1 020. Спуск 1 640
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tdldfqcnxzzmqcqu

День 7. Котор – Херцег-Нови – Кумбор
Самый матрасный день в виде покатушки по побережью Боко-Которской бухты.

Прозрачная воды Адриатики

Пераст. Музей

Пераст. Набережная

Рисан. Парк

Церковь Петра и Павла

На подъезде к Херцег-Нови

В Херцег-Нови прокатились вдоль берега – толпы туристов, собе мало. На 1 ночь жилье никто не захотел сдавать, если только за 100 евро на двоих. Уехали назад в пригород Кумбор, где нашли собе за 20 евро на двоих (это было самое плохое жилье за поездку).

На автобусе поехали в Херцег-Нови. Порадовал кондуктор и мини-кассой

Старый город, крепость

Куда бы катануть?

Пробег около 50 км (по велокомпу).
Набор 140 метров.
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pewykulftfedmcyp&authkey=72E627380AAD2ADD46600ECE74EF9153FB4B1CA6190BFBB8

День 8. Кумбор – Сутоморе, туннель – Вирпазар
В этот день планировали катание по побережью с ночевкой в районе Будвы.
Утром неспешно прокатились вдоль моря до парома в Кеменари

За 1 евро с человека переправились в Лепетани и поехали в Тиват

Тиват. Парк

Тиват. Набережная, прокат велосипедов

После Тивата дорога перестала радовать – плотный поток машин, узкая дорога с отсутствием обочины, «качели» и встречный ветер

На набережной Будвы прорвались сквозь пробки возле бутиков и супермаркетов, потолкались через поток туристов-пляжников на набережной и срочно уехали.
Вид на Будву

Ценником на жилье даже не стали интересоваться.

Решили прокатиться еще.
Доехали до Свети Стефана – символа пляжного отдыха в Черногории

И тут подумалось, что: «А не поехать ли отсюда? Здесь дорого, пафосно и нечего делать». Решили вкрутить до Вирпазара, через автомобильный туннель, по которому запрещен проход и проезд велосипедов.

На въезде в Сутоморе остановились на перекус в магазинчик, разговорились, и продавец согласился провезти нас через туннель на фургоне за символическую плату

На выезде из туннеля перед КПП к нам подошел охранник и поинтересовался как мы оказались здесь. Ответили – на машине. Вопросы отпали. Своим ходом, вероятно, могли бы попасть на штраф или разбирательство.

К концу путешествия я стал замечать, что с измерением расстояний в Черногории проблемы – и в разговоре, и на карте, и даже на дорожных знаках большее расстояние, чем в реале.
Видно что до перекрестка метров 100-150, ну никак не 300.

На подъезде к Вирпазару опять проколол заднее колесо, герметика почти не было, но заклеилось после прижатия. Дотянул до города

Сняли уютную маленькую собе за 25 евро на двоих.
Хозяева угостили своим виноградом и инжиром

Пробег около 80 км (по велокомпу).
Набор 1 130. Спуск 1250
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zhvqueteuwhpmqeb

День 9. Скадарское озеро

[quote] – это величайшее хранилище природных и культурно-исторических богатств Черногории. Его площадь, в зависимости от уровня воды, составляет 370-550 кв. км., что делает этот водоем самым большим в Юго-Восточной Европе.

В настоящее время Скадарское озеро является одним из четырех национальных парков Черногории, самым большим в Европе резерватом болотных птиц (более 260 видов), а также крупным ихтиорезерватом (более 45 видов рыб). Некоторые представители флоры и фауны, обитающие в озере, встречаются только здесь, например, кудрявый пеликан (Pelecanus crispus) и зеленая лягушка (Rana ridibunda). [/quote]
Первое утро, когда мы никуда не спешили.
Катать уже не хотелось, но всё-таки решили проехать радиалочку вдоль озера.

При накачивании прорвался вчерашний прокол колеса, пришлось ставить камеру.
Воду в гидраторы набирали в центре городка в Вирском Водоводе

Магические 500 км по Черногории

В селе Годинье к нам прибился пёс, и начал набирать с нами высоту

Как-то быстро набрали приличное количество высоты и решили возвращаться

Bekstar мчит в Вирпазар

После покатушки организовали прогулку на катере

Развалины царской тюрьмы на острове

Последний вечер в Черногории

Пробег 30 км.
Набор 860. Спуск 860
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xwipzxwnqfcadkqe

День 10. Вирпазар – аэропорт
Утром неспешно собрались.
Вкрутили по ровняку до аэропорта

Денег за перевозку велосипедов платить не хотелось, особенно за два по 50 евро. Поэтому решили упаковать 2 велосипеда в 1 багаж (чтобы если и заплатить, то за 1) без подседельников, передних колес, багажников и педалей. Получился тюк весом 19.5 кг, что даже входит в норму бесплатного провоза багажа.

Плату за перевозку велосипеда так и не взяли.
Усталые, но довольные, мы возвращались домой

Пробег 22 км.
Набор 100.
Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tkpdogseqxjwvrcs

Цифры

Пробег 548 км по велокомпу.
По GPS около 540 (много туннелей), неточность навигатора в ущельях.
По треку меньше, т.к. качество трека плохое.
Средняя скорость 14.7 км/ч.
Средняя скорость с остановками (по GPS) 10.3 км/ч.
Набор 7800, спуск 8700 метров

Трек поездки
gpsies.com/map.do?fileId=rfizahbxbmuwvefo

До свидания, прекрасная страна

Красивая поездка! Километраж и набор-спуск получились приличные. Коля, огласи бюджет поездки.

Информация от bekstar:
В этом посте постараюсь собрать воедино все бытовые мелочи и финансовую статистику.

Для подготовки, а также для активного использования в походе рекомендую пользоваться путеводителем «Вокруг света» по Черногории. У нас был 2008 года издания, содержавший некоторые неточности, но в целом написанный интересно и имеющий полезные сведения.

Билеты авиакомпании Montenegro Airlines мы купили в феврале по достаточно демократичной цене 20 271 рубль (аэропортовый сбор для Черногории уже включен в стоимость билета) на двоих туда и обратно с вылетом и прилетом в Домодедово. Машину оставляли на стоянке возле аэропорта (150 р/сутки), трансфер – 600 р в одну сторону. Велосипеды упаковывали дома как всегда в пленку, откручивая переднее колесо, педали, руль, роторы (Lanser себе снять поленился, и его погнули в самолете). На официальном сайте написано, что перевозка велосипеда в любом состоянии – 50 евро за 1 шт. Деньги мы припасли, но платить очень не хотелось. В Домодедово нас предупредили, что велосипед относится к спортивному инвентарю и… не взяли с нас ничего. Может быть у нас был слишком нищебродский вид?..

Улетая из Черногории, платить за велы не хотелось еще больше. Мы судорожно думали, что нам делать и как не платить. Было решено велосипеды скомпоновать вместе, а если что, сказать, что у нас тандем. Из мешков для мусора на 120 л. и скотча сделали из велосипедов какую-то огромную картину весом 19.5 кг:

В итоге на регистрации с нас ничего не взяли. Так как с банкоматами в здании аэропорта туго (а до Подгорицы 10 км) надо иметь с собой запас евро.

Была куплена на двоих страховка на 10 дней, стоимость – 20 евро. К счастью, не пригодилась, но экономить на этом не советую никому.

Передвижение по Черногории
Основным видом транспорта, естественно, был велосипед. Хотя над нами и посмеивались местные жители и говорили, что у них никто не ворует, велосипеды мы всегда сцепляли и на ночь убирали, ибо не очень хотелось создавать прецедент.

Из Подгорицы до Колашина вкрутили на автобусе, заранее обязательно уточняйте, возьмут ли вас с велосипедом туда или нет, не все автобусыоборудованы багажным отделением.

Чтобы не объезжать Которскую бухту обратно, мы воспользовались паромом Каменари-Лепетани (минус 43 км). Провоз велосипедов – 1 евро/шт. Актуальные данные на 2012 год:

Один раз пришлось воспользоваться такси: за 5 км отдали 10 евро.

Еда
Организация питания была простой. Утром плотный завтрак из остатков вчерашнего ужина, йогурт и батон. Обеда как такового не было – у нас было 5 литров изотоника на двоих и 1 литр гейнера, а также бутылка с питьевой водой, какие-нибудь бутерброды и печенье. Зато каждый вечер мы ходили в ресторан и ни в чем себе не отказывали. После Черногории в наши рестораны и кафе я даже не хочу заходить, а почему напишет ниже Lanser (с картинками).

Покупать еду лучше всего в супермаркетах Voli – там все свежее и очень вкусное, мы покупали там обычно воду (обычную питьевую и минеральную Knjaz Milos), очень вкусный хлеб, колбасу, сыр, йогурты, печенье. В горных районах пить можно из-под крана, кое-где попадаются родники на обочине дороги. На побережье питьевую воду мы покупали всегда.

Вода питьевая (5 литров) – 1.2-1.5 €.
Батон (раза в 2,5 больше нашего обычного и в разы вкуснее нашего) – 1-1.5 €
Вино (мы брали в основном Vranac) - 3-15 €
Молоко (литр) - 1 €
Йогурт - 0,95-1,15 €
Колбаса сырокопченая – 8-20 €
Пиво Nikšićko, бут. 0.5 – 0.7 €
Сок Bravo (горячо рекомендуем к употреблению, Rich и J7 тихо курят), 1 л. – 1.15 €

Фрукты мы брали на местных рынках и иногда в супермаркетах. Виноград очень сладкий, мы такого никогда не ели, а арбуз, купленный в Вирпазаре, надолго оставил след в наших сердцах

Инжир растет повсеместно и в больших количествах валяется прямо на дорогах. У нас в спрессованном виде продается его жалкое подобие. Настоящий инжир мягкий и сладкий как мед. Lanser так к нему пристрастился, что в последний день купил себе 10 штук инжира и с печалью доел их в аэропорту.

Кому колбаски на завтрак?

Стоимость проживания, питания, средств передвижения

Расходы на двух человек:
Авиабилет Москва-Подгорица-Москва - 20271 руб
Стоянка + трансфер - 2700 руб.
Бензин до Домодедово ~ 1700 руб.
Международная медицинская страховка ~ 800 руб.
Проживание в собе, апартаментах, отелях и др. - 265 €
Питание (ужины в ресторанах 216 €) ~ 136 €
Карты Черногории и национальных парков - 6 €
Автобусы - 27 €

Въезд в национальные парки, посещение музеев, экскурсии. - 41 € (из них 8 въезд на территорию Скадарского озера на лодке, 25 - часовая экскурсия на двоих человек)

Итого: ~ 25471 руб. + ~ 691 €

Подводя итог, могу сказать следующее:

  1. Страна очень красивая, кататься по ней одно удовольствие, люди в большинстве доброжелательные и всегда помогут и подскажут, если что. С жильем, в принципе, проблем тоже быть не должно, если задаться целью, то можно находить собе по 10 евро с человека в любом городе.

  2. Знание английского не критично, но приветствуется (особенно при общении с работниками отелей, в магазинах, кафе, на побережье). Был единичный случай отказа с нами разговаривать по-русски и назначение цены на собе 100 евро за ночь, но, видимо, в голове у человека сидят какие-то свои тараканы, и продолжать диалог с ним мы не стали. Вас поймут по-русски, многие слова похожи.

  3. Велосипедистов, путешествующих таким способом мы встретили немного, все они были иностранцы. Причина проста – непростой рельеф, отсутствие ровных дорог. Без нормальной подготовки ехать в поход даже такого формата не стоит. Нас с Lanser’ом за нашу славянскую внешность так и называли – «польские учителя физкультуры».

  4. Оптимальная группа для таких поездок – 2-3 человека, т.к. легче вписаться в жилье, нет долгой раскачки группы по утрам, процесс стирки и мытья при наличии 1 ванной не занимает несколько часов.

  5. По нашему мнению, ехать в Черногорию с палаткой как делают многие нет большого смысла, так как ровных мест для ее установки мало, реки в основном в ущельях, разведение костров запрещено и надо брать горелку, газ продается только для местных нелепых горелок (с) Lanser. Бивуачное снаряжение неплохо добавляет веса.

  6. Лично мое мнение, что наиболее интересный маршрут пролегает по горной части страны, а на море с велосипедом делать нечего. Lanser разработал “идеальный” 7-дневный маршрут: Аэропорт Подгорицы-Подгорица-(автобус)-Колашин - Жабляк - Плужине - Никшич - Цетинье - Котор-(вокруг бухты)- Тиват -улет из Тивата.

  7. У нас был достаточно строгий распорядок дня - мы вставали в 6- 6.30 по местному времени (8 по Москве), на сборы+завтрак уходило не более 1,5 часов. В конечную точку маршрута как правило приезжали не позднее 15-00 по местному времени. Это позволяло нам найти жилье (в пределах 1 часа), помыться, постираться в течение часа, выйти на осмотр города, поесть не торопять в ресторане. В 7 вечера в Черногории уже сумерки, в 8 темно, в 9 отбой.
    Такой график позволял нам крутить не по самой жаре (+35-+36 в тени), успеть посмотреть достопримечательности.

Очень содержательный расклад. Спасибо. Хочу в Черногорию! Нужно срочно браться за физподготовку жены)