Вместо вступления. Многие из нас любят кататься на велосипеде, некоторые любят настолько, что не закрывают сезон даже на зиму. И если катание по утоптанному снегу на летней зубастой резине ещё возможно, то ледяные участки представляют серьезную проблему для велосипедиста.
В этой статье мы постараемся максимально подробно описать процесс изготовления варианта шипованной зимней велорезины. Следует правильно понимать область применения такой резины – это развлекательные покатушки по снежно-ледовому дорожному покрытию. Мы исходим из того, что шипованная резина ставится только на переднее колесо. От резины ожидается уверенное сцепление с ледяной дорогой и контролируемое поведение в поворотах на снегу. Для утилитарного использования в период с ноября по апрель должна применяться резина другого типа шиповки, но это - уже тема отдельной статьи.
Написание этой статьи было бы невозможным без камрада Monhic, который предоставил две велопокрышки для наших издевательств.
0 этап:
Шипованию подверглась покрышка Kenda Comodo 2.1-26.
В незашипованном виде она показалась достаточно лёгкой (весов, к сожалению, не имеется). На стартовом этапе Monhic закрутил в покрышку 100 саморезов, в средние ряды шипов, с шагом «через один». Они уже прихвачены ржавчиной и легко отличаются от наших по цвету. Расположение зубов протектора на этой покрышке очень способствует шипованию в пять рядов. В наши руки покрышка попала в таком виде:
Внутренняя сторона покрышки была проклеена скотчем, что на наш взгляд излишне
Этап 1:
Продолжаем шиповать ряды, начатые ранее. Шипуем оцинкованными саморезами 3*12. Всего их будет закручено 200 штук + 100 закрутил Monhic. Для тех кто ценит и считает вес - 100 таких саморезов весят 70 граммов.
Полностью закрученный саморез такой длины торчит из покрышки на 6-7 мм. Это очень много. Саморезы укорачиваются на финальном этапе работы.
Технология закручивания самореза такова – сначала нужно шилом проколоть отверстие снаружи покрышки. Имеет смысл наколоть отверстия сразу в нескольких шипах. Затем находим прокол изнутри и закручиваем в него саморез. Крайне рекомендуем иметь хорошую отвертку с набором сменных бит (для разных типов саморезов) и удобной рукояткой. Применение шуруповерта для шипования покрышки оказалось неудобным.
Этап 2:
Закручиваем саморезы в центральный ряд. Этот ряд самый спорный – сама необходимость его зашиповки долго вызывала сомнения. Дело в том, что эти шипы постоянно находятся в контакте с грунтом и возможно преждевременное повреждение камеры по этой причине. Именно из-за наличия центрального ряда необходимо понимание сферы применения такой резины – на ней нежелательно посещение участков открытого асфальта.
Эти шипы также будут укорочены на финальном этапе.
Этап 3:
Шипуем боковые ряды. Они крайне важны – именно ими обеспечивается контроль в поворотах на рыхлом грунте. Теоретически они тем лучше, чем длиннее. В идеальном варианте шипы боковых рядов должны еле-еле касаться земли при прямолинейном движении.
Для боковых рядов используем саморезы другого типа - «саморез по металлу с упорной шайбой», размер 3*19 (сразу оговоримся – наиболее удобен размер 3*16, он встречается в продаже редко, но позволяет сэкономить немало времени на этапе финального укорачивания шипов).
С нашей точки зрения – это лучший тип саморезов для шипования резины т.к. он обеспечивает наиболее щадящий для камеры режим. Однако, такие саморезы весят намного больше обычных и применять их следует ограниченно, чтобы вес покрышки не сильно превышал килограмм
При шиповке боковых рядов отверстия для саморезов следует не прокалывать шилом, а сверлить дрелью и сверлом около 2 мм.
Шиповать боковые ряды лучше последовательно, сначала один, затем другой – это значительно уменьшит количество травм (царапин) в процессе зашиповки:
Этап 4:
Определяем высоту подрезки шипов и выбираем камеру. Для того, чтобы определить необходимую высоту шипов, следует посмотреть на профиль покрышки и представить как будет выглядеть покрышка при контакте с грунтом:
Высоту шипов можно оставить любую, но с нашей точки зрения наиболее рациональная высота следующая. Для центрального ряда – 1,5 мм (примерно как на автомобильной зимней резине). Для средних рядов – около 3 мм. Для боковых рядов предел – это когда шипы начнут цепляться за вилку. Как правило – около 7 мм.
О технологии укорачивания шипов – чуть ниже.
Следует понимать, что сильно зашипованная покрышка создает большую нагрузку на камеру.
Наша первая зашипованная покрышка использовалась 2 зимы на обыкновенной камере фирмы NO_NAME в неподходящей размерности 24-1.95. За 2 зимы было всего 2 прокола камеры шляпками саморезов. Для новой покрышки использовали даунхильную камеру, пусть тяжёлую, но в то же время прочную.
Этап 5:
Укорачиваем шипы до желаемой длины – существует как минимум два способа. Кусачки и точильный станок. Мы применяли и тот и другой. Кусачками удобнее укорачивать шипы центрального и средних рядов, боковые удобнее стачивать на точильном камне.
Ещё раз обращаем внимание – для боковых шипов лучше использовать саморезы длиной не более 16 мм. В таком случае укорачивать придётся не более чем на 2-3 мм, а это можно делать также кусачками, исключив таким образом использование специфического оборудования (точильный станок есть не у каждого).
В результате у нас получилась покрышка, в пятне контакта которой находятся 10 шипов при прямолинейном движении, 11 – в повороте и 18 - при торможении.
Практическая эффективность – крайне высока. Тестировали, в том числе, на катке на площади Ленина. При разгоне по льду до 12-15 км/ч и уверенном нажатии на тормоз – юз порядка 2-3 мм, затем байк становится на переднее колесо.
Время, ресурсы и инструменты, затраченные на зашиповку покрышки: 9 часов времени, 300 саморезов оцинкованных 3*12, 200 саморезов с упорной шайбой 3*19, дрель+сверло 2мм, шило, кусачки, отвертка с набором бит. По приблизительным расчётам вес покрышки увеличивается на 500 граммов.
Таким образом, покрышка полностью удовлетворяет поставленным задачам – обеспечивает отличный контроль в поворотах и сцепление даже на льду. Для утилитарного использования (катание но городу и на большие расстояния с ноября по апрель) необходима покрышка другой шиповки – для сравнения они показаны рядом: