Отдых, просто отдых в Финляндии


#1

Вступление

Пожалуй, это было самое лучшее приключение!

Финляндия! Долго думали, куда бы в этом году отправиться, остановились на
самой близкой и доступной для нас стране. Поездка получилась замечательной!
Каждый день случалось столько всего, что и не вспомнить! Брат как-то сказал,
что может, это и плохо, что не все запомнишь.

В прошлогодней поездке он говорил, что набор в 170 метров за день –
вообще ни о чем, им даже делиться не хочется... Ну что же, в этот раз навигатор
выдавал аж 1600, 2200, а то 3100 метров перепада высоты в день… Мечты
сбываются!

Начали в дождях. Узнал, что идея положить болоньевые штаны на низ рюкзака
– неудачная)). Но погода нас в остальное время чаще радовала. Дожди были, но
для края озер, их оказалось немного.

Достопримечательности и случаи по дороге

Камень Куммакиви!

Завораживающее зрелище! Фантастика природы - огроменный валун, который на
первый взгляд должен упасть согласно всем законам физики. Но, очевидно,
благодаря этим же законам, он прекрасно стоит и не падает сотни лет. Жесть…

Но нас поразило другое: многие финны о нем даже не слышали. Как так?!! Все
местные, которым рассказывали о нем, толком не знали даже о его существовании. Это
чудо, включенное во все путеводители по Финляндии, почему-то оказывается
неизвестным для самих финнов…

Паром.

Если коротко – я лох))
В середине пути планировалось пересечь озеро Саимаа.

По картам, там должен ходить паром. Я дома смотрел, вроде нашел его. Как
оказалось, я нашел не тот)). И вот, приезжаем на мыс острова, а там… только
рыбацкие лодочки… и никого из местных…. “Хм, может он ходит от другого причала
в 4 километрах…”. Сворачиваем на грунтовку. Странно, к парому и грунтовка… Уже
недоброе предчувствие..

Доезжаем до парковки и дальше дороги нет. Только лесная тропинка. И она
идет к парому?.... Опасения нарастают. Ну
ладно, спускаемся по ней, доходим до берега и… парома здесь нет и не было никогда… Я лох… Обломинго!

Вернулись к лодкам, все-таки нашли бабушку, но она говорила только
по-фински. Я пробовал ее понять через переводчик, даже пообщался, но
единственное, что узнал, что надо идти к рыбакам. Они вроде как могут. Но где
их искать (в деревне никого не было) я не понял.

Приехал на пирс, нашел все-таки одного деда, который возился в своей Тойоте Королла, но он тоже знает только финский. Снова экстра-быстрый курс языка через переводчик на телефоне, но так поговорить не получилось(((. Эх, пришлось возвращаться обратно.. А это километров 20…
Планирование, планирование и еще раз планирование!!!

Крепость Олавинлинна в Савонлине.

Для нас это было отличное место, где мы переждали дождь. В тот день он ударил по
полной, но мы были под крышей – пошли на
экскурсию по замку. Где-то в середина милая девушка-экскурсовод, ведущая
экскурсию по-английски, неожиданно
обратилась к нам по-русски: “А вы откуда и куда едете?” Девушка оказалась русской студенткой Надей. У
неё нам удалось выяснить мучивший нас вопрос: что это за черные, как уголь,
батончики с таким непонятным и ужасным для нас вкусом, которые здесь так
популярны?

Оказалось, это лакрица - то “на чем выросли все финские
дети”… Я так и не смог осилить ее. А папе уже дома понравилась. Надо было еще
купить.

Но дождь так и не закончился. И мы решили перекусить своей едой за столиком в
кафе. Но хозяин нас прогнал. И нам пришлось мокнуть под дождем из-за него.

Вилка брата.

Как приехали на границу, брат вспомнил, что не подкачал свою воздушку под новый
вес. А насоса не взял. Попробовали автомобильным и… вилка провалилась. Насос
травит. Капец, и как теперь ехать… Пришлось на заблокированной.

По пути нашли заправку с насосом для колес. Попробовали им подкачать, а он не
достает до золотника, не накачивает. Пришла идея что-то подложить в ниппель,
что бы насос доставал. Стали искать мелкие камушки, то есть совсем мелкие.
Ходили по заправке, шаркали руками по асфальту и каждый пробовал свой камушек.
Клали, вставляли насос…, все травило, но что то попадало и в вилку. Больше ~2
атмосфер не получалось сделать.

Пока брат искал камушки, я развлекался с насосом. Почистил им цепи, раму, он так
классно сдувает грязь! Захотели и домой себе такой, что бы велы мыть!

В конце и я отправился на поиски, каким-то макаром у меня получилось! Накачал на 4-5
атмосфер! Этого конечно мало, но хоть что-то!

Почти всю дорогу я и брат ехали на заблокированных вилках,
ибо они здесь не нужны. А накачать нормально брат смог день на десятый в
магазине SPECIALIZED.

Про еду.

Дома набрали еды столько, что планировали ее хватит на всю поездку. Но нормы оказались недостаточны. Вся еда закончилась на полпути.
В первые дни у нас еда куда-то проваливалась. Добивали печеньками, хлебом. Делать горячие обеды так и не получилось. Слишком долго, да и как то не собрались. Обычно съедали грамм 200 сыра, полпачки нарезки с хлебушком. Заливали все это кетчупом и на закуску добивали печеньями. Скромно, но разводиться с горелкой не хотелось.

А вот сникерсов мы наелись вдоволь. Норма - 2 маленьких
сникерса в день. Они отлично подкрепляли силы!
На утро у нас были мюсли, где 50% фруктов и плюс еще сыпали туда бруснику.

На последний день побаловали себя! Накупили фруктов и сделали
превосходный фруктовый салат. Залили его йогуртом и приправили темным
шоколадом! Объедение))

Ночлеги

Отдельная тема. В Финляндии вообще нет проблемы с проживанием для простых
туристов. Здесь законом разрешено ставить палатку на природе! А еще здесь есть
специальные домики – лааву. Они разные. И только на месте ты видишь, какая она.
Бывают вигвамом, бывают просто навес, а может ее и вообще не оказаться... У нас
так один раз было. Приехали, а там дома финнов…
Постучались, к нам вышел из сауны хозяин во всей своей первозданной
красе и подтвердил наши опасения. Но нет худа без добра! Он разрешил нам стать
на газончике, предложил сходить в сауну(!), а потом еще и переночевать в
домике! Вот так удача!

Другая лааву оказалась закрыта…. Для нас это было большим разочарованием…
Ночевать в маленькой комнатушке в сарае (он был открыт) вместо шикарного
шалаша! Но и тут нам повезло. Я отодвинул дощечку на стене комнатки и…. вау!
Там ключ!!! Лааву открылась!

Будьте внимательны!

А еще одна лааву была.. когда то.. но она разрушилась и валялись только
трубы от вытяжки… Но недалеко была другая).

В Котке вообще у лааву стоял не то цирк, не то шатер, что-то типа бродячих
артистов. Домик был занят вещами
циркачей. Пришлось встать под шатром. А утром приехал работник и открыл нам
уборные актеров и предложил принять сауну! Гостеприимность просто зашкаливает!

В целом это отличный вариант для неприхотливых путешественников. Есть
костер, поленница и хоть какая-то крыша. Но надо иметь в виду, что могут быть
сюрпризы.

О тропе Салпа.

Справка. Линия Салпа строилась как линия обороны от СССР в 1940-44 годах.
Протянулась через всю страну с юга на север. Ни разу не была задействована в
боях.

Вдоль южной части проложена Salpapolku – тропа Салпа – тропа, местами пешая (я подчеркиваю). И вот
по ней мы поехали на груженых великах). Часто попадались бункера, почти все
открытые и чистые (!), нет никакого мусора, что нас поразило! Двери рабочие, и
даже в смотровом колпаке вращается металлический обруч (знаю, не понятно, что
это, но, короче, он смазан и крутится). Поразила толщина стен и то количество
бетона, которое на это надо… Метра по 2 – 2,5…

Часть обороны воссоздана в местечке Миехиккале. В музее, на территории
которого и расположен это кусок обороны, есть ДОТ с пушкой, и эта пушка
полностью рабочая (ну не стреляет только)). Вращается во все стороны)).
Побывали в роли наводчика). Так же есть и пулемет Максим, тоже в превосходном
рабочем состояние. Молодцы финны, что сделали все это!!!

По всей тропе попадалось немало огромных пещер… Финны подготовились на
славу к нападению.

А теперь о дороге, точнее о тропе. Вот она точно не для велосипедистов
местами… С груженным под 18 кг рюкзаком приходилось напрягать все
тело, чтобы не завалиться на кочках в высокой траве. И скакать по корням в лесу с великом тоже непросто. Много раз мы перетаскивали велы через упавшие
деревья, а под конец еще и спускали их по лестнице и тащили между «каменными
ежами», где они еле пролезали… Из-за этого 50 км пути мы ехали 2 дня!

А в конце на берегу Балтики нас ждала старая изба с печкой, но на двери бумажка "Не для ночлега". Вот это облом!
Да и вообще, не было никакой таблички, что вы начинаете/заканчиваете тропу Салпа. Никакого памятного места((( Это нас огорчило.


О Хельсинки

Наши планы сильно изменились за поездку, из-за задержки на тропе Салпа не
осталось времени на круг в 250 км в Турку. Но зато мы 3 дня провели в
Хельсинки! Попали на ночь искусств – самый главный праздник в городе, около 200
мероприятий повсюду (это официально, мы успели посмотреть не более 30). Весь
вечер (ибо все было только до 12 ночи) в
центральных парках (опять же, только в них, в переулках ни души…) была толпа
народа и музыкантов. Все отдыхали и веселились.

Попали на хоровое пение в кафедральном соборе. Это нечто!!! Акустика
мощная! Непередаваемый звук!

Попробовали фруктовый суп. Состав:
- красный лук
- тыква
- кабачок
- кокосовое молоко
- имбирь
- кукуруза
- чеснок
- оливковое масло
Гремучая смесь, скорее только на пробу)

Мне очень понравилась часовня Кампи. Очень уютная и необычная)

Еще, что нас поразило – это музей современного искусства. Оно… необычное.
Если коротко. На входе встречает свинка, махающая крыльями под поддувом
воздушного компрессора, дальше – распускающиеся цветы, так же под действием
надувания, гирлянды из пластиковых ведер, всякого хлама.


По центру наша: "Я рад, что сфотографировался с пластиковым ведром и заплатил за это 12 евро. Благодарю Чон Чжон Хва (автор)"

На следующем этаже было собрано 29 ваз с ароматами разных растений и веществ. Теперь я хоть знаю, что как на самом деле пахнет. На одном экспонате можно было прилечь отдохнуть.

Побольше бы таких в музеях))). Был и “Упавший потолок “ – комната, где реально сделан упавший
потолок… капец!

Мне, честно, этот музей интереснее, чем какой-нибудь традиционный
исторический. Здесь на каждом углу ты впадаешь либо в ступор, либо изумляешься.
Эмоциональнее!

Напоследок заехали в один из крупнейших автомобильных музеев Европы – коллекцию в Эспоо. Около 200 автомобилей. На входе удивили календари ”Машины октября” с картинками советских авто.

Здесь разная причудливая техника – от странных авто, мотоциклов, до
велосипедов на бензине, швейных машинок и пылесосов. Еще поразил оригинальный
гайд: про русские машины написано по-русски, про английские – по-английски, про
остальные – либо на финском либо на шведском. Непонятно, как его читать, зная
только английский и русский…

Ночевали мы в Хельсинки у гостеприимного Антона Морозова, с которым
познакомились по краучсерфингу! Спасибо
ему за приют! Вообще, поняли, что надо больше пользоваться краучем. Это
отличный способ найти ночлег в городах и узнать, как вообще живут люди.
Взглянуть изнутри на жизнь города!

О дорогах:

Этого у финнов не отнять! Они умеют их делать! Это либо велодорожка, либо
дорога для машин с превосходным асфальтом, либо грунтовки. Но последние
капитально сделаны - это прочная подложка с небольшим количеством мелких
камушков. Это вам не наши грейдерки или проселочные, где ты вязнешь в песке. Здесь катит превосходно!

Но вот рельеф нас удивил. На карте-то Финляндия вся плоская, а тут
выяснилась, что здесь горки часто покруче, чем в Смоленске! Короткие или длинные,
отвесные или пологие… Но радовали спуски! Они же такие как подъемы! Можно
расслабиться и набраться сил для следующего тягуна!

Общее впечатление:

Поездка получилась действительно отдыхом. Мы ехали, как на отдыхе. Захотели
– остановились, захотели – перекусили. Хотим – идем в музей, не хотим – не едем
дальше, ночуем здесь. Хотим – едем дальше. Отличный вариант! Да, мы не доехали
до Турку, не проехали круг около 250 км, но зато мы (точно я) получили массу
удовольствия. Не было чувства, что мы куда-то спешим, что позарез должны
доехать до туда-то… Мы просто ехали, делали то, что нам нравилось! Как по мне –
это лучший вариант, когда у тебя есть свобода в километраже и выборе!

В целом собраться в такую поездку довольно легко. Если ехать на поезде в
ближнее зарубежье, то выйдет очень даже бюджетно. Нужен всего лишь
загранпаспорт (оформляется он минут за 10 на “ госуслугах ”), виза – обычно
требуется только заполнить анкету, сфотографироваться, застраховаться (делается
минут за 10) и сделать план поездки или забронировать проживание и сделать
копии паспортов. По деньгам – если заранее через посольство, то всего 35 евро.

Здесь нет трат на проживание, только еда, дорога и музеи, сувениры. Все
доступно и легко! Выбрал страну, купил билеты, подал документы на визу и скоро
уже можно отправляться в путешествие! Все гораздо проще, чем может
показаться))).

На границе вообще ничего не досматривали. Только паспортный контроль.
Спросили кто мы и куда едем и пропустили!

Что открыли для себя:

1) Планирование, планирование и еще раз
планирование!!! Лучше больше узнать, где что находится, узнать, где какие
достопримечательности по пути, чем искать их на месте. Особенно это касается автобусов, паромов и всего транспорта!
2) Узнать про дороги. Какие они вообще!
3) Активно пользоваться краусчерфингом.
Там можно найти и напарников и жилье. Можно узнать, как вообще живут люди!
4) Есть идея купить ригидные вилки для таких поездок. Свои мы всегда блокировали.
5) Стоит находить путеводители по городам, чтобы не просто ходить и любоваться видами, а знать, что откуда, когда и зачем. Так в разы интереснее!
6) Держатель для телефона на руль – да! С ним гораздо проще ориентироваться, не надо вечно доставать телефон и видеть, что поворот был 200 метров назад)))
7) Стоит иметь хорошую камеру на телефоне. Чтобы запечатлеть все самое лучшее! Моего телефона (Highscreen Zera F rev. S) вообще не хватало((
8) Интернет – да! Когда у тебя есть безлимитный (а у нас был именно такой) доступ к паутине – это огромный плюс! Можно делиться новостями, быстро находить необходимую информацию!
9) Рации – да! Необходимая вещь! Вместе
ехать не получается, а так ты всегда на связи. Если что у кого случилось –
можно сразу сказать напарнику, пока он не умчался на несколько километров. И не только в дороге, банально когда ходишь по магазину, один ищет одно, другой другое и советуемся. Экономия времени!

Это лишь самое основное. Я лично многое для себя вынес из нее!

Статистика:
Общий километраж – 916 км
Кол-во полных дней - 14

Треки:
http://www.strava.com/activities/675988928
- День 1
http://www.strava.com/activities/678056771
- День 3. Один из участков.
http://www.strava.com/athletes/9627782#interval_type?chart_type=miles&interval_type=month&interval=201608&year_offset=0 ссылка на Strava брата. У него на
страничке все остальные треки.

Альбомы:
http://vk.com/album86555945_235317301 - короткий
http://vk.com/album86555945_235313503 - полный альбом

Финансы:
Еда – 187 евро
Музеи – 82 евро
Дорога (бензин) – ~ 10 000 р.
Интернет – 16 евро/чел.
Виза – 61 евро/чел.
+ 3 000 р. (дорога до посольства - Москва)

Итого
~ 44 000 р. на двоих.


#2

Отличный отчет, все лучше и лучше получается! С большим удовольствием прочитал!
Для себя в свое время отметил, что камера телефона, какая бы она не была суперская, проигрывает по важному показателю - зум если и есть, то, как правило, цифровой и небольшой. Мне так его крайне недостаточно.


#3

Спасибо за отчет.
Почитал с удовольствием.

Сам когда-то давно планировал покатать по Финке, но так и не получилось.


#4

благодарю всех за отзывы)) очень приятно это слышать)
хочу повториться)
собраться в поездку не так уж и сложно) главное желание) сначала надо просто разобраться, что конкретно надо сделать для нее. После этого видно, что все в разы проще))) чем все говорят)))