Финляндия (отчёт, июнь-июль 2012)

Настало время выложить отчет о поездке, которая состоялась еще летом 2012 года. Вдруг в начале сезона 2013 это кого-то вдохновит, а заодно мне самому приятно вспомнить.

Идея посмотреть дикую северную природу возникла у нас давно, но забегая вперед скажу, что так мы её и не посмотрели. :smile:

План маршрута был такой: на поезде доезжаем до Питера, из Питера на электричке в приграничный Выборг, а дальше своим ходом по побережью Балтийского моря до Хельсинки, от Хельсинки уйти севернее вглубь страны и через большие города Лахти, Лаппенранта и Иматра выехать на другой участок границы. Второй частью путешествия была поезда по южной Карелии с заплывом на Валаамский архипелаг.

На карте это выглядит вот так maps.yandex.ru/-/CVRTJBns

Компания наша осталось прежней, в прошлом году таким же составом мы обкатывали Ильмень и Селигер smolensk-velo.ru/viewtopic.php?f=9&t=3856

Итак.

На этот раз мы были более разумны и не стали покупать билеты в одно купе плацкартного вагона. А равномерно размазали наши велосипеды по верхним полкам двух купе.

В Питере нас встретили и приютили знакомые девчонки (за что им привет и спасибо).

При виде объема нашего багажа им сделалось немного дурно – со своими баулами мы с трудом поместились в их маленькую квартирку.

Весь день мы провели в прогулке по Питеру. Описывать её не буду - думаю, все были и видели.
На самом деле настоящее путешествие началось на следующий день. Началось оно триумфальным проездом нашей колонны из тихого Купчино, где мы ночевали, через весь город по Невскому и Лиговскому проспектам до Финляндского вокзала, где нас ждала электричка в Выборг.

Уже к 11 утра мы были в Выборге.

Здесь нас встретила настоящая велотуристическая погода: ветер и дождь. Мы были вынуждены одеть себя и велосипеды во все ветро-водо-грязезащитное.

Выборг – очень интересный маленький старинный городок, который совсем недавно (до войны) принадлежал
Финляндии. Посмотреть здесь есть что: старинные здания, башни, рынок, мощёные камнем дороги

И самое интересное – старинный средневековый замок.

С крыши башни замка, куда пускают посетителей, удалось сделать отличную панораму города.

Пообедав под Выборгом мы двинули в сторону русско-финской границы.

Поскольку мы всегда ехали вдоль Финского залива, нам попадались весьма интересные места, как например вот этот железнодорожный мост через реку Великая.

Вечером этого дня мы без проблем пересекли границу и оказались в Финляндии. После пересечения границы мы по привычке пошпарили дальше по трассе, однако один из финских водителей не поленился остановиться и размахиванием рук и криками «велики, велики» согнал нас на велодорожку.

Наличие вдоль дороги велодорожки, а также огромного количества (примерно каждые 500м) сортирных будок было первой отличительной особенностью Финляндии.

Вечерело, и мы начали искать место для ночлега. В этот день нам крупно повезло – в городе-деревне Вералахти нам показали место, которое финны называют «лаави». Это специально оборудованное место для пикника, где есть место для палатки, кострище, стол и даже специально подготовленные дрова. Все общественное и совершенно бесплатное. В нашем случае лаави находилось на берегу моря, а на песчаном пляже был удобный пирс. Всё это было в нашем полном распоряжении на вечер.

Изучение финского языка мы начали ещё дома с таких важных слов как «олут» - пиво и «нейты» - девушка. Уже там наш словарный запас пополнился не менее важными словами «але» - скидки в магазине и «эн уммаре тейте» - мол, я вас не понимаю.

Весь следующий день мы крутили педали с открытым от удивления ртом. Иногда это было вызвано просто удивительной чистотой и качеством дорог. Например, пространство вдоль дороги очень часто выглядит вот так.

Велодорожки начинаются и заканчиваются на расстоянии примерно 10-20км от города (любого населённого пункта), а учитывая, что страна небольшая и населенные пункты расположены часто, то передвигались мы практически всегда по велодорожкам.

Часто удивления вызывали необычные памятники в городах, как например этот памятник портовым рабочим,

Или фонтан писающих мальчиков-акробатов

или этот фонтан в виде огромного крана в воздухе

Но некоторые вещи нас просто ставили в тупик. В городе Хамина мы встретили целый взвод велосипедных военных. Таких ребят с рюкзаками, автоматами и в сапогах мимо нас проехало около 50 человек.

А один раз мы встретили вот такой предупреждающий знак.

Достаточно неприятно мы удивились, когда зашли в продуктовый магазин. Огорчило нас два факта: во-первых, всё очень дорого, во-вторых, совершенно нет туристических продуктов. Наши любимые каши и тушенка здесь не продавались…

Вот так к вечеру этого дня мы доехали до портового города Котка, расположенного на небольшом полуостровке.

Надо сказать, что магазины здесь закрываются очень рано, поэтому нам пришлось поторопиться. Мы долго пытали местных жителей расспросами, где можно поставить палатку, но так ничего от них и не добились. Тогда мы решили, что ничего не будет страшного, если мы поставим палатки прямо в городском парке на набережной. Так мы и сделали.

Вечером мы сидели на лавочке, готовили ужин и наслаждались видом на порт.

Дикие места здесь сложно найти, почти везде вдоль дорог стоят дома, хотя и достаточно далеко друг от друга. Это значительно затрудняло нам поиск места для палатки. В лес за грибами финны, судя по всему, не ходят, поэтому, если есть лес – то он глухой, заваленный камнями и совершенно непригодный для стоянки. А если есть открытое ровное пространство, то на нем наверняка стоит какой-нибудь небольшой домик типа такого

Проблемным был процесс добывания воды. Общественных колонок и колодцев тут нет. Максимум, что можно ожидать – это декоративный колодец. Например, этот домик очень призывно похожий на то, что нам надо и даже с бидоном на крыльце, оказался чистой бутафорией.

Впрочем, мы быстро привыкли добывать воду в туалетах, которые есть в любом магазине и на любой заправке. Вода везде одинаково хорошая. Туалеты, кстати, в отличие от наших двух кабинок часто состоят из четырех.

Вечером следующего дня мы ночевали в какой-то лесопарковой зоне города Порво, а ещё через день мы приехали в Хельсинки.

Здесь мы с удовольствием провели два дня и две ночи, поселившись в бюджетной гостинице.

Хельсинки – большой просторный город, не загруженный машинами.
Интересно, что достаточно большая часть старинных построек и памятников относятся к временам, когда Финляндия входила в состав России. Например, два главных собора в Хельсинки – православный и католический – построены русскими при Александре Втором, памятник ему стоит на центральной площади.

Город портовый, поэтому тут, как и в Питере, многое связано с морем.

В городе полно велосипедистов, для них (ну то есть нас) есть развитая сеть дорог со своими знаками, светофорами и
указателями.

При этом, видимо, уровень преступности очень низкий. Все оставляют велосипеды на улице, совершенно не волнуясь
за них. Сначала мы пристегивали их хотя бы для видимости

Но потом привыкли и просто бросали их на тротуар у входа в магазин и смело уходили минут на 30-40.

Любопытно, что финские бомжи разговаривают на понятном всем интернациональном языке – рычание вперемешку с гортанными звуками.

А вообще финны очень добродушны, всегда готовы помочь и все (за исключением разве что подростков и дворников) с завидной легкостью разговаривают на английском языке.

Вот этот зАмок на фотке оказался Российским посольством.

Не обошлось, конечно, и без ночного алкобайкинга.

Покинув Хельсинки, мы начали углубляться на север страны.

В городке Лахти ночевать вновь пришлось прямо в городе на пляже какого-то дома отдыха для пенсионеров.

Здесь жили прикольные утки, которым мы почти скормили последние запасы хлеба.

В обед следующего дня случилось ЧП. Денискино колесо не выдержав веса багажа и наездника начало отстреливать спицы. Всего за несколько минут Дениска лишился почти десятка спиц. Тут мы приуныли…

Пришлось по-максимуму разгрузить аварийный велик и очень аккуратно катиться в ближайший город в поисках веломастерской. Ближайшим оказался город Коувола, здесь пришлось сделать незапланированную ночёвку, чтобы дождаться открытия утром веломастерской, адрес которой мы чудом нашли в интернете, переведя в переводчике слова «велосипед» и «ремонт» на финский язык.

Впрочем, трудностей никаких не возникло. Показав мастеру спицы, сопровождая это фразой «ви хев э проблем», тот достаточно быстро поменял спицы, хотя и сильно схалтурил – заменил только лопнувшие. Старые спицы после его ремонта также продолжали весь оставшийся путь лопаться, хотя и не с такой ужасающей скоростью. В целом ремонта хватило, чтобы доехать до дома.
Весь день пришлось нагонять упущенное время – в городе Лапперантра у нас был забронирован домик в кемпинге. Впрочем, пожертвовав обедом, по хорошим финским дорогам мы быстро добрались до места.

В этом домике мы провели ещё два дня, изучая город. Здесь мы впервые нашли магазин с алкоголем. Алкоголь в Финляндии продается только в специальных отделах больших гипермаркетов на краю города. Отделы эти работают по укороченному графику – с 11 до 20.
Мы воспользовались случаем и решили попробовать финской водки – очень мерзкая штука крепостью 32%…

Город Лапперантра находится недалеко от границы и это дает о себе знать в виде огромного количества русских шоп-туристов.

Последнем на нашем пути финским городом был городок Иматра, стоящий практически на самой границе. Его мы проехали быстро, отметив для себя лишь красивое ущелье за городской дамбой. Здесь (как было написано в путеводителе) ежедневно спускают воду, устраивая из этого большое светомузыкальное представление. На спуск воды мы, к сожалению, не попали…

В этот же день мы пересекли границе и оказались в России. Родина встретила нас в лице города Светогорска. Дорога сузилась в 4 раза, пропала хорошая асфальтированная обочина, появилась пыль и огромные лесовозы, а в нос ударил запах кислой капусты. Светогорск почему-то весь пропах капустой… Контраст, надо сказать, очень резкий.

Зато в магазине снова можно было купить нашу любимую гречневую кашу, тушенку и пиво по человеческим ценам. Очень нам их не хватало.

Здесь начиналась бонусная часть нашего путешествия – надо было добраться до Приозерска, где нас ждал корабль на остров Валаам.

Двухдневное путешествие Светогорск–Приозерск практически не запомнилось. Здесь были привычные для нас русские города, лес и комары.

Добравшись до Приозерска, до паломнической пристани Валаамского монастыря, мы начали выяснять способы, которыми можно было бы добраться до острова.

Оказалось, что на остров ходит два судна: корабль, который возит рабочих на остров и туристический метеор. Договариваться надо лично с капитанами.

Переночевав на берегу Ладожского озера, рано утром рабочим кораблем мы отправились на остров.

Велосипеды вместе со всеми вещами пришлось оставить прямо на берегу привязав их к сосне, понадеявшись на удачу. Наверное, финская привычка не беспокоится за них дала о себе знать. Если туда нас ещё могли взять с велосипедами, то обратный путь с острова оставался для нас тайной. Рейс рабочего корабля могли отменить, а на ракету с велосипедами нас бы точно не взяли.

В 8 утра корабль причалил к пристани острова, и мы все сошли на берег.
Валаамский монастырь представляет собой центральную усадьбу, расположенную на северной части острова, и десяток отдельных скИтов, расположенных на всей территории архипелага.
Здесь мы провели целый день, блуждая с группами туристов от одного скита к другому.

В целом остров очень красивый, церквушки хотя и представляют собой обычный новострой, но все равно очень аккуратно вписываются в окружающую природу.

Центральная усадьба реставрируется и полностью закрыта строительными лесами.

К этому мы давно привыкли. Куда бы мы ни приехали – Крондштат, Нилова Пустынь, Валаам - чаще всего ничего из-за ремонта посмотреть не удается. Когда уже эти ремонты закончатся?

К вечеру, заблудившись в лесу, мы обнаружили целую коммуну людей, которые, судя по всему, давно живут на острове в палатках.

Вечером этого дня уже на туристическом метеоре мы приплыли назад в Приозерск, где к своему удивлению обнаружили наши велосипеды целыми и невредимыми.

А дальше нас ждала электричка в Питер, ещё одна ночевка у подруг (Лена, Аня, привет!) и поезд в Смоленск (точнее - в Витебск, откуда мы добирались на электричке, так как свободных мест на прямой поезд не оказалось).

Краткие итоги путешествия: 13 дней не считая ночей в поезде; около 700км на велосипеде, 500 из которых - по территории Финляндии.

Зависть)

Класс!!!
Просьба: опишите, пожалуйста, подробно процесс получения визы, или у вас уже был открыт шенген?

  • Собрали все документы: паспорт, страховка в шенгене, фотографии.
  • Заполнили анкету прямо на сайте визового центра visa.finland.eu/Russia/index.html, распечатали
  • К анкете приложили мини-сочинение о маршруте (прям распечатку с яндекс-карты сделал и точками отметил где и когда ночевать будем :))
  • Отвезли все это в визовый центр в Москву
  • Заплатили там за саму визу, за услуги центра и за доставку паспорта курьером в Смоленск (около 3тыр получилось)
  • Через пару недель мне курьер на работу паспорт привез с визой.

А с вас не потребовали доказательства, что забронированы кемпинги, гостиницы и пр.?

Мы прикладывали распечатки брони с букинга.

Чикарное путешествие. :slight_smile:

Т.е. вы кемпинги забронировали, а ночевали все равно в палатках?
Мы планируем след. летом проехать до Савонлинны и обратно, по озерам-островам побродить, жить в палатках. Кемпинги бронировать хотели только в Иматре и Савонлинне. Едем в Финляндию первый раз. Не питерцы. Выходит, надо бронировать на все ночевки? :frowning:

Не-не. Брони были только реальные. Т.е. всего две за всё время пребывания. Насколько я знаю, у финнов визу получить чаще всего просто.

Спасибо!

визу проще всего получить у испанцев.
я делал бронь на букинге (бесплатную), прикладывал ее к заявлению на визу, а когда визу получил, то бронь тут же отменил. да и в испании я еще ни разу не был :smiley: