Калевала, вело-Карелия, май 2014. Фотоотчет


#1

Когда-то эта поездка должна была состояться.
Задуманная еще в 2011 году, она всё никак не воплощалась в жизнь.

Бросив дела, выбив отпуск и погрузив велосипеды, мы рванули на север.

Поездка дала вспомнить, что Карелия - это не просто место, где богатые леса, озера и хорошо отдыхать.
И не просто область, затерянная между Ленинградской и Мурманской областями, а все таки республика, маленькое «государство в государстве» со своим языком и богатой историей.

Многие слышали про эпос «Калевала», однако, как правило, знания про Калевалу на этом и заканчиваются.

А здесь есть что посмотреть. Но обо всем по порядку.

День 0. Калевала
Приехав в Калевалу, мы остановились в туркомплексе «ВелТ».

Отель был дороже, а к избам на озерах на легковой машине можно не проехать.
Поэтому котеджи в Калевале на берегу озера Куйто в месте с кафе стали оптимальным выбором

Уютный котедж с комнатой на двоих

Погода выдалась на удивление хорошая, по местным меркам — аномально жаркая

Покатушки носили традиционный для нас с женой формат радиальных выездов налегке с обязательным осмотром достопримечательностей. Питание в кафе - завтрак и ужин.
Посиделки у костра с гитарой и комарами в поездку включены не были.

Немного отдохнув с дороги, собрали велосипеды и решили катануть по Калевале

Эхо коммунизма: «Фабрики – рабочим, земля - крестьянам»

По легенде под этой сосной Э.Леннрот записывал руны

"Родиной этих поэм является Карелия по обе стороны государственной границы Финляндии и России "
Э. Леннрот.

Пробег за день 10 км.

День 1. Калевала — Хайколя.

В первый день мы решили устроить разминочный выкат по асфальту в деревню Хайколя.

Выехали из Калевалы и поехали вдоль красивых озер и рек

Погода радовала, периодически фоткались

Напомню, что мы уехали далеко на север, до Полярного круга 200 км. Всего 5 дней назад местные жители ходили в пуховиках, по 10 сантиметровому слою снега.
Несмотря на жару, в лесу в тени еще лежал снег.

Рельеф довольно холмистый

Добрались до поворота на Хайколя.
Названия на указателях дублированы на финском языке

Остров соединен с берегом насыпью

Вид на Хайколя. Впереди виден родовой дом Степановых

Мемориальный камень возле дома Степановых

Могила Ортье Степанова



Выслушав интересную экскурсию, покрутили назад

Обратная дорога встретила встречным ветром

Я, честно говоря, до этой поездки и не задумывался, что у карелов свой язык, и что он не мертвый. Правда своей письменности нет — пишут по фински.
Интересно, что названия на магазинах, кафе и автомобильных знаках переведены на финский. А если видите старую надпись на финском — это по-карельски.

Пробег 101 км. Набор 500м.
Трек Калевала — Хайколя
gpsies.com/map.do?fileId=gyhlubzpbjowdrri


#2

День 2. Калевала — высота Кис-Кис и дог-треккинг

После первого разминочного дня с соткой километров, мы решили отдохнуть, и катануть поменьше.
Направились на высоту Кис-кис.

Кстати, мы попытались выяснить происхождение названия «Кис-Кис», и связано ли оно с котами.
Местные жители не знали происхождения этого топонима.
Нам удалось выяснить, что «кис-кис» на финно-угорском означает «можжевельник». Т.е. озеро Кис-Кис — это Можжевеловое озеро.

Практически сразу после выезда из Калевалы асфальт заканчивается

Начинается традиционный карельский грейдер. Дороги в Карелии (за редким исключением и федеральной трассы М18 «Кола») именно такие — пыльный щебеночно-песчаный грейдер

По грейдеру доезжаем до памятного места «Высота Кис-Кис».
Замечаю, что лес вдоль дороги на протяжении 1-1.5 км изрыт окопами и траншеями.



Отправляемся в обратный путь.
Кстати, можжевельника на берегах озер Большое и Малое Кис-Кис действительно много.

На обратном пути заезжаем на аэропорт на окраине Калевалевалы

Аэропорт оказывается действующим — это северо-западная база авиационной охраны лесов.

Возвращаемся на базу вдоль озера Среднее Куйто

Ставим велосипеды и отправляемся на экскурсию в питомник сибирских хаски.

Кстати, здесь же проводится международная гонка «Kalevala» на собачьих упряжках
http://huskygo.karelia.ru/.
Но, поскольку сейчас снега нет, мы приняли участие в «Дог-Треккинге» длинной около 6 км.

Хаски

Сбегали на мыс на озере Куйто

И вернулись на базу

bekstar разрешили подержать маленьких щенков

Пробег 42 км, набор 325 метров (дог-трекинг не включен).
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=dregqkiqhjtlvtxu


#3

День 3. Калевала — водопад Куми — Войница
Несмотря на забитые ноги после разведки дороги по грейдеру и бега с собаками, мы решили не откладывать тяжелую покатушку.

Самой ответственным и главным маршрутом была запланирована поездка к водопаду Куми-порог.

Старовали в 10 утра и скоро выехали по разведанной дороге из Калевалы на грейдер.
Кстати, она является частью завершенного российско-финского проекта по реконструкции этой дороги, о чем свидетельствует знак. Однако, сразу за знаком асфальт и заканчивается.

Достаточно быстро докрутили по горочкам до высоты Кис-кис.

На отечественный мемориал не стали заходить, остановились километра через полтора на финском.


Еще километров через пять встретили трактор, который ровнял грейдер.

Для машин, конечно он сделал хорошо, но для нас плохо. Из плотной дороги с ямками, где можно было ехать 20+ км/ч, стала плавно превращаться в рыхлый песчаный грейдер со щебнем. Особенно тяжело стали даваться подъемы, на которых велосипед закапывался.

Еще километров через 5, после карьера, грейдер стал сплошняком щебеночным. Тяжело пришлось bekstar на хардтейле с покрышками 1.95.

На очередном привале возникла мысль, что если такая дорога до водопада — то не доедем

И вот оно счастье — перед рекой Писта грейдер опять стал плотным и пропал крупный щебень

А перед рекой Войница вообще ремонт дороги

Плотный песчаный грейдер засыпан специальной мелкой щебенкой и укатан

Наконец, к 14:30 доехали до деревни Войница. Сразу заскочили в гостевой дом
Надежды Лесонен (тел. +781454 42004, +79215202462) и забронировали места на ночевку.

В 15:00 стартовали в сторону водопада. Скоро въехали в приграничную зону.

Обязательно при себе иметь гражданский паспорт.

Дорога идет вдоль порожистой реки Куржма

Дорога песчаная, катит хорошо, несмотря на постоянный набор высоты.
Доехали до КПП, пограничников не было, документы не потребовались.
Сразу за КПП сворачиваем направо

Дорога становится совсем песчаной. Спасает только то, что песок влажный из-за недавно растаявшего снега. Местами катится с трудом

Полноводная речка перелилась через мост

Развилка. Как выяснилось позже, основная автомобильная дорога налево (рукотворная разметка в виде белого пакета на дереве), вокруг озера Коко. Мы же поехали направо.

Вниз катится совсем хорошо

Вот этот мост регулярно смывает, поэтому автомобили чаще едут в объезд.

Вдалеке показался водопад. До него еще около 600 метров, а шум воды уже отчетливо различим

Водопад-великан Куми (Кумо-порог) на реке Войница впечатлил большем, чем Учар на Алтае.

Отдохнули, перекусили и в 18:10 стартовали назад

Обратная дорога показалась легче, видимо помог попутный ветер и небольшой сброс высоты

В Войницу вернулись около 20:00.
Поужинали и заночевали в гостевом доме.

Пробег 106 км. Набор 1000 м.
gpsies.com/map.do?fileId=pohloayqemzocbwv


#4

День 4. Войница — ГЭС, Калевала

В этот день осмотрели Войницу. Пытались посетить памятник рунопевцам — Камень Ваасилы.

С трудом нашли малоприметный указатель к памятнику





Собственно, на противоположном берегу озера установлен памятник рунопевцам — Камень Ваасилы.

Добраться до него мы не могли из-за отсутствия лодки.
Отправляемся в обратный путь в Калевалу.
Справа на фото гостевой дом, в котором мы ночевали

Отремонтированный участок грейдера проехали быстро.
Сделали привал на перекрестке возле памятника «Лесная дорога инженера Горохова Александра Васильевича»

Потом опять начался щебень

Забитые ноги молили о пощаде, пятая точка всеми силами противилась контакту с седлом.
Отпуск bekstar шел полным ходом...

Мне на подвесе ехалось более-менее терпимо

Наконец, грейдер избавился от щебня и стал накатистым

Через 30 км от Войницы нашли родник с бодрящей водой

На подъезде к Калевале bekstar окончательно утрясло

Тем не менее, мы нашли в себе силы разведать еще один интересный объект.

На ГЭС периодически возят туристов на экскурсии.
По описанию местных жителей нашли поворот с дороги к ГЭС.



ГЭС находится с полуразрушенном состоянии






После осмотра ГЭС уставшие, но довольные, вернулись на турбазу.

Пробег 68 км, набор 600 м.
gpsies.com/map.do?fileId=nkvmitobwrvuyooa


#5

День 5. Калевала — оз.Белое
В последний день хотелось порелаксировать, и для закатки проехать километров 50.
Выбор пал на озера Черное и Белое.

Заехали на автостанцию (телефоны (81454)21680, (8 911) 411-66-00).
Расписание автобусов Калевала — Кемь — Петрозаводск, вдруг пригодится.

Памятник партизанам

Выехали на север из Калевалы на традиционный грейдер

Доехали до военного мемориала на 14м километре.



Сворачиваем с дороги на озера

Метров через 500 замечаю обилие колючей проволоки слева в лесу, уходящей на десятки, а может и сотни метров

Справа от дороги

Судя по расположению — укрепления немецкие (финские?)

На небольшой высоте, за колючкой — длинные траншеи.

Не знаю, посещается ли это место туристами, но меня оно впечатлило больше, чем высота Кис-кис.

Поехали дальше, на дороге стали появляться лужи. Хотя это и не лужи от дождя, а ручьи, текущие из мокрого леса

Деревянный мост через речку

На Черное озеро (торфяное, с непрозрачной водой) решили не заезжать.
Неспешно доехали до озера Белое

Такие озера мне нравятся — небольшие и уютные

Порелаксировав, отправляемся обратно

ООО "Сведвуд Карелия" – подразделение корпорации IKEA.

В Калевале посетили воинский мемориал. Надпись на плите: «Братская могила воинов, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, общей численностью 1176 человек»

Вернулись на турбазу.

Пробег 62 км. Набор 400 м.
gpsies.com/map.do?fileId=bkkurbncjozykvfv

На этом закончились велосипедные покатушки по земле Калевалы.
Всего накатано 390 км.
Общий набор 2860м.


#6

превосходный поход, требующий повторения в других округах Карелии :good:


#7

Спасибо за отзыв!

Есть идея катануть в этом же районе, но не радиалки из одного отеля, а с ночевками в разных избах ВелТ'а. Группой из 4-6 человек.
Чуть дешевле, больше автонома (но ночевки под крышей), еще больше диких лесов, озер с питьевой водой и крутилово на легке.

Но это пока только мысли, когда получится реализовать - не знаю.