Велосипед Аист 111-322 ЛЮКС, 1986 года выпуска, Минский Ордена Трудового Красного Знамени мотоциклетный и велосипедный завод, Союз Советских Социалистических Республик (СССР), Белорусская ССР

Беларускі ровар - Белорусский велосипед
http://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=887

Попробую открыть тему, посвященную советской велотехнике. Для ностальгии. Большинство из нас вспоминают детство с некоторым трепетом. Не знаю, чем мериться. Хотя нет, знаю. Советским качеством и неприхотливостью. С этого начнем и этим закончим.

В Москве есть веломузей http://vk.com/velomuzey (http://www.old-velo.ru) Андрея Митяева. Попробую поискать там ММВЗ Минск (Аист). Но маленький музейчик всетаки есть http://youtu.be/OSimNxHuyTM?list=PLBWKgCmgnvKxlxe0Mmct_G3lk34GsP7Bi.

ПЕРВОЕ - ВЕЛОСИПЕД 1986 ГОДА ВЫПУСКА (куплен в июле 2020 года), В ТОМ ЧИСЛЕ И ПОКРЫШКИ. ПО СРАВНЕНИЮ С ЗИС, ЗИЛ, ЖВЗ В110 ПРОГРЕСС ОЧЕНЬ МОЛОДОЙ, КАК ГОВОРИТЬСЯ В РАСЦВЕТЕ СИЛ. Не раритет - хозяин старше велосипеда:) Можно еще найти в объявлениях данный аппарат. Запчасти в хорошем состоянии еще попадаются. Завод еще существует http://aist-bike.by. 220033, г. Минск, пр-т. Партизанский, 8, кор. 28, к. 15.
1986 - это первый год, когда появился велосипед с названием Аист от ММВЗ. Раньше назывался Минск. По некоторым данным ММВЗ в советское время выпустил около 30 миллионов велосипедов. Это один из оставшихся в живых и как в классике - даже хорошо упитан. Согласно техническому описанию и инструкции по эксплуатации 1982 года комплектация ЛЮКС подразумевала наличие: СТАНДАРТНОГО НАБОРА (комплектация 111-321): насоса со шлангом, звонка, багажника заднего, сумки инструментальной с аптечкой для ремонта шин, отвертки, конусного, комбинированного и ниппельного ключей, НАБОРА ЛЮКС (комплектация 111-322 Люкс): фары и динамки, зеркала заднего вида, счетчика километража, звонка, ручного тормоза на переднее колесо, щитка цепи, подставки (подножки).
Сборочные единицы велосипеда: рама и вилка передняя, руль, колесо заднее со щитком, колесо переднее со щитком, каретка с двумя педалями, седло, цепь.
СОГЛАСНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ п. 1 НАЗНАЧЕНИЕ: велосипеды дорожные для взрослых модели 111-322 “Люкс” предназначены для езды по любым дорогам. Вездеход похоже. Ну мы так на них и ездили: речку переезжали через брод, грязь не помеха лишь бы не завязнуть по уши, по луже не проехать - себя не уважать, сложно было с пробуксовкой проехать по грязи из-за больших колес.
ММВЗ примерно после 1990 года выпускал продукцию под названием МОТОВЕЛО. Наклейка была на буржуйском языке.

  1. СТАЛЬНАЯ ТРУБЧАТАЯ РАМА, соединения чеканные. Пружинит. Обладает высокой механической прочностью. Может перевезти до 200 кг живого веса. Долговечна. Недостатки: при повреждении ЛКП ржавеет, может треснуть из-за усталости металла. РАМА НОМЕРНАЯ С УКАЗАНИЕМ ГОДА ВЫПУСКА - последние две цифры номера. Как правило ставился на хомуте крепления трубки седла. Позже стал ставиться на втулке руля. Спереди стоит на заклепках шильдик из алюминия с логотипом завода - парящий аист, и сокращенное наименование завода ММВЗ (маленьких молокососов возить запрещается:), часть покрашена золотой краской. В более поздних версиях шильдик не окрашен. ПРАКТИКА: за 37 (в том числе на подобных велосипедах) лет езды две рамы лопнули, ржавчина не беда. Без шильдика плохо едет:)
  2. СЕДЛО (сидение) кожаное, с пружинными амортизаторами. Внешние детали хромированные. Внутренние детали оцинкованные или анодированные. Хорошая амортизация в дополнение к покрышкам. ПРАКТИКА: за 37 лет езды лопнула 1 пружина. Кожа неубиваемая. Можно подкрасить краской для обуви. Современной краски хватает на 500 км.
  3. РУЛЬ. Все внешние детали руля и труба хромированные. Ручки сделаны из пластика под обхват кисти руки, очень удобные. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось.
  4. ТОРМОЗ ножной, барабанный, втулка Торпедо. Недостаток - стирает втулку колеса. Протертую до дыр втулку никогда не видел. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось.
  5. ВТУЛКА ЗАДНЯЯ, односкоростная, хромированная, Торпедо. При износе обойм подшипников шарики без обоймы можно и на солидол посадить. Если высыпались ведущие ролики - тоже на солидол и в путь. Если положить много солидола проявлялся прокрут при переходе от торможения на езду. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось.
  6. ЦЕПЬ 112 звеньев ПР-12,7-900-2. Промывалась чем угодно горящим: керосином или бензином раз в год. Смазывалась чем угодно скользящим - любым маслом, попавшимся под руку или солидолом. ПРАКТИКА: за 37 лет езды заменил две, и то только потому, что сильно растянулись. Хотя на качество езды растяжка не влияла. Обрывов не помню. Не сильно совру, если скажу, что одной цепи хватало на 10 000 км.
  7. ВТУЛКА ПЕРЕДНЯЯ, хромированная. При отсутствии обойм с подшипниками - на солидол ставились отдельные шарики. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось.
  8. ЗВЕЗДОЧКА ПЕРЕДНЯЯ, хромированная, 46 зубьев, с обратной стороны выбит логотип аиста. ПРАКТИКА: за 37 лет езды заменил две штуки - от зубьев оставалась 1/3. На качество езды не сказывалось. Просто руки можно было поранить об острые зубья при одевании цепи.
  9. ЗВЕЗДОЧКА ЗАДНЯЯ, оцинкованная. 19 зубьев, с обратной стороны выбит логотип аиста. Аналогично передней звездочке. Менял весь комплект: передняя и задняя звездочки и цепь.
  10. ВИЛКА ПЕРЕДНЯЯ, окрашенная в цвет рамы. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось. При лобовой атаке неизвестно, кому повезло, дереву или вилке.
  11. БАГАЖНИК ЗАДНИЙ с прижимной пружиной, частично хром, частично цинк. На нем можно сидеть. Иногда можно покуражится и проехать сидя на багажнике. Просто весело. Иногда катали друзей на багажнике или на раме. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось.
  12. ОБОДА ДВОЙНЫЕ, стальные, хромированные. Какой ездок, такой и обод. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, менялось с десяток спиц.
  13. ШИНЫ (покрышки) Л-183 622х40 1986 года выпуска. Воронежский шинный завод. : 394074, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Ростовская, 41. Пирелли сейчас. http://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=652. Какой ездок, такая и покрышка. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, менялись две штуки - стали лысые задние. Просто до дыр ездить не стал, скользко ездить по мокрой земле. Камеры правда китайские. Нашел производства СССР. Как нибудь заменю. А то как принцесса на горошине. Колхозно смотрятся. Есть на другом таком же велосипеде 1991 года выпуска. Иногда ездил по снегу и льду. По замерзшей речке очень тихо и ровно идет велосипед. Навернуться правда можно:) Люди ездят так https://www.youtube.com/watch?v=ZD6DhKihm0A&feature=youtu.be Согласно инструкции через 1000-1500 км шины рекомендуется менять местами. Вид протектора классический типа “Continental”. Нашел две редкие покрышки с кантами по бокам. Поставлю как нибудь для усиления ретро вида.
  14. КРЫЛЬЯ СТАЛЬНЫЕ, хромированные. Надежно защищают от грязи и брызг. Обычно на переднее крыло ставил самодельный брызговик из любой резины. Крепил на катафот. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось. Внутренняя часть крыльев со временем ржавела.
  15. СВЕТООТРАЖАТЕЛИ, они же катафоты. Производство ОСВАР, ул. Железнодорожная, 13, г. Вязники, 601446, Владимирская область, Россия. Гостовские. Со временем не потускнели, отражающих свойств не потеряли. Для безопасности езды в темное время суток устанавливались на переднем и заднем крыльях белого и красного цвета соответственно и по два штуки на спицы обоих колес оранжевого цвета. После покупки комплекта катафотов на колеса и одного Аиста пришел к выводу, что на колеса ставятся два оранжевых и два красных катафота. Вот и пойми мысль советского инженера. ПРАКТИКА: за 37 лет езды проблем не было, ничего не менялось. Было большой удачей иметь большое количество катафотов. Колеса без катафотов крутятся хуже:) На переднем колесе катафоты устанавливаются асимметрично, на заднем - симметрично. Парадокс советского велопрома. На фото видно. При этом количество спиц одинаковое, обода одинаковые.
  16. ФАРА (фонарь) велосипедная, прямоугольная 12.37.11. Производство ОСВАР, ул. Железнодорожная, 13, г. Вязники, 601446, Владимирская область, Россия. http://oao-osvar.ru. Гостовская. Отражающая поверхность со временем не потускнела, пластик свойств не потерял. Наклонил побольше - ближний свет, поднял повыше - дальний. Лампа МН 6,3-0,3. Вполне хватает для езды. Выпускались разных цветов: черного, серого и золотого.
  17. ГЕНЕРАТОР (динамка). Производство ОСЕТИНСКИЙ ЗАВОД АВТОМОБИЛЬНОГО И ТРАКТОРНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 362001, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, проспект Коста, д. 15. 6В 3 W. Меня переживет. По прямому предназначению использовалась крайне редко.
  18. НАСОС СО ШЛАНГОМ. Корпус алюминий, ручка пластик. Со временем треснула ручка, но это никак не влияет на работу. Еще столько же проработает. На велосипед устанавливается на специальные крючки, приваренные к раме, позади седельной трубы.
  19. ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА, хромированное. Не было. Нашел, поставлю. Минживмаш СССР, Ленмашзавод для кормопроизводства, 192102, Ленинград, ул. Салова, д. 27а. Два СССР рэ.
  20. ПОДСТАВКА (подножка), хромированная. Не была. Нашел, поставлю.
  21. ЗАДНИЙ ФОНАРЬ красного цвета с совмещением свойств катафота 5.142.28. Не был. Поставил.
  22. СУМКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ (бардачок), черный, кожаный. Со временем заржавели пряжки.
  23. КЛЮЧИ И ОТВЕРТКА универсальные. Ключи как ключи. Что с ними будет.
  24. ЗВОНОК, хромированный, громкий. При сильной вибрации рамы звенит сам по себе. Внутренние части звонка оцинкованные. Проблем не было.
  25. СЧЕТЧИК КИЛОМЕТРАЖА (согласно ТО и ИЭ ММВЗ, он же одометр, велосипедный счетчик согласно инструкции производителя) механический, оцинкованный, энергонезависимый СЧ-1-28, завод Автоприбор, 600016, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 94. Появился недавно. 750 отмотал.
  26. СПИДОМЕТР механический (веломер) - не был. Нашел, 10 СССР рэ, завод Автоприбор, 600016, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 94.
  27. НАКЛЕЙКИ. Родная осталась только одна Сделано в СССР и со знаком Аиста. Родные наклейки недолго держались - отслаивались. Остальные новодел - http://vk.com/nakleykisssr. Качество отличное.
  28. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПАСПОРТ. К каждому велосипеду прилагались инструкция и паспорт. Это самое трудное в поиске. Инструкцию 1982 года нашел. Паспорт обязательно найду.
  29. ПЕРЕДНИЙ БАГАЖНИК. Искать не буду. Нет практической значимости.
  30. РУЧНОЙ ТОРМОЗ НА ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО. Искать и ставить не буду. Может кто подарит…
  31. ПЕДАЛИ. Выпускались двух видов. На фото снизу один вид. У меня - другой. Удобные. Резина не давала соскользнуть ноге. За многие годы езды заменил 2 штуки - подшипники разрезали чашки (место контакта подшипника и педали). Можно было вместо обойм с подшипниками (долго не ходили) насыпать шарики и ездить без проблем. Производитель Даугавпилский завод приводных цепей. Сейчас ЗАВОД ПРИВОДНЫХ ЦЕПЕЙ DITTON ул. Вишкю 17, Даугавпилс, LV-5410, Латвия. В СССР стоили 2 рэ. Только в этом году узнал производителя педалей. “Шарик, ты балбес”. Причем узнал у продавца, втюхивающего китайские педали аля СССР. Вероятно у меня не родные педали.
  32. ЩИТОК ЦЕПИ. Очень удобная вещь Портки не грязнятся смазкой цепи. Недостаток - лязгает цепь при торможении и вибрации.
  33. ШАТУНЫ педалей хромированные. Один сломался. Две оси педалей сломались.
  34. ГАЙКИ , ВИНТЫ. Только оцинкованные или хромированные. Ржавых никогда не было.
  35. СТОИМОСТЬ во времена СССР около одной средней зарплаты. Сегодня от 1000 до 15000 в зависимости от состояния. В МАГАЗИНАХ НЕ ПРОДАЮТСЯ. КИТАЙСКИЕ ЗАПЧАСТИ ПОДХОДЯТ. Поставил китайские запчасти - переименовал Аист в колхоз. Чем некоторые и занимаются.
  36. КЛИНЫ. Хромированные. При своевременном забитии служат очень долго. Если шатун одевается на ось очень легко или с небольшим люфтом - клин долго не выдержит. Клин должен торчать из шатуна примерно на 5 мм. Если такого нет - лучше поменять шатун.
  37. Общая настройка и смазка велосипеда. Раз в сезон. Внимания больше не требует. Спецключи в комплекте. Делали все сами даже в детстве. Мастерская была в любом сарае. Мастеров хватало. Помогали с ремонтом другим. Делились запчастями.
  38. СКОРОСТЬ И ПОДЪЕМНОСТЬ. По ровной дороге можно ехать 40 км/ч. Но не долго. В горку с непривычки ехать тяжело. Хотя при подъеме на горку обгоняю братьев по велосипедам с коробкой передач . Под горку - сколько не страшно. От Спартака до моста лично езжу без тормозов. 50 будет.
  39. МАССА. 16, кг без: насоса со шлангом, звонка, заднего багажника, сумки инструментальной с аптечкой для ремонта шин, ключей, световозвращателей, ручного тормоза, щитка цепи, счетчика, зеркала, генератора и фары. В полной комплектации килограмм 20 будет. Не пластмасса, не алюминий, однако. Любишь кататься, люби и саночки возить!
  40. Спицы. Имеют немного желтоватый оттенок. Сразу видно - родное колесо или нет. У других производителей спицы имеют серебристый оттенок.
    Все детали делались в одной стране, собирались на одном заводе. Запчасти от одного велосипеда подходили на другой ввиду стандартизации. Втулка педальная только отличалась у ММВЗ и ХВЗ, ПВЗ (ЗИФ).
    Тема называется “НАШИ БАЙКИ”. В смысле байки - это велосипеды без моторчика, или в смысле байки - юморески (http://ru.wikipedia.org/wiki/Байка). Не знаю. ЭТОТ ТОЧНО НАШ ВЕЛОСИПЕД (он же байк, он же велик, он же аппарат, агрегат, двухцилиндровый мопед и еще 100 штук), СОВЕТСКИЙ на 95 % (одна камера в поиске). В советское время вся страна на таких или похожих каталась от мала до велика.
    Среди современных объявлений встречаются жулики, выдающие современные белорусские аисты за аисты СССР, или нечестные реставраторы, применяющие китайские детали. На такие объявления противно смотреть. Некоторые продавцы нормально реагируют на критику, другие по русски …
    Как заметил после разборки и смазки ход ухудшается. Через 100-200 км восстанавливается. Несколько тысяч за сезон накатать на нем не проблема.
    Если что еще вспомню - напишу.
    Как-то так, уважаемые велосипедисты (в смысле байкеры - водители байков, или байкеры - сказочники?).
    Велосипед всегда хранился в сарае.
    На 2 фото не мой агрегат, но очень похож (наклейка с название МИНСК, фото Андрея Жигунова).
    Есть страничка в контакте http://vk.com/clubaist. Посвящена данной марке велосипедов. Фото оттуда. Рассматриваются как советские, так и китайско-белорусские велосипеды, проводятся обсуждения и обмен опытом. Есть небольшой форум http://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=27 Первое фото оттуда. Очень похож на мой. На моём педали другие, задняя звездочка с прорезями и руль побольше и поудобней. Ну и подножка маловероятна от комплекта велосипеда. На третьем фото мой после некоторого зимнего пробега (фото DartValp Покатушки от DartValP 2020).
    Помериться не получилось. Да и не зачем и не с кем. Если хотя бы один человек вспомнит, как гонял на таких велосипедах все свое детство - считаю не зря провел время.
    Как показывает практика, старая советская резина хорошо держит на сухом и мокром снегу.
    Желаю всем крепкого здоровья и побольше километров без поломок и с удовольствием.
    Ну и перефразируя известные слова из песни: первым делом, первым делом километры, а потрынделки? А потрынделки потом.
    ВЫВОДЫ: недорогой, неприхотливый, надежный, красивый (на вкус и цвет товарищей нет - среди черных современных байков смотрится как клякса на тетрадном листе, в смысле очень заметен), в магазинах не продается, запчасти не дорогие (в магазине аналоги китайского велопрома), завод функционирует до сих пор (выпускает велосипеды с китайскими запчастями), на мой век хватит, лет через 100 будет стоить как плохенький автомобиль. После такого описания ездить на ММВЗ Аист 1986 г. ни с какой стороны не стыдно. Остается прокатиться с кем нибудь километров на 100 в прогулочном темпе. Пока скромный рекорд 50 км зимой. В детстве рекорд был 70 км с одной остановкой.
    ГЛАВНОЕ: я в нем уверен. В сумерках налетел на скорости 30 км/ч на асфальтную яму. Преднее прошло без проблем, заднему досталось больше всего. Обод отогнулся на 1,5 см и все. Молотком выгнул и весь ремонт. Это с учетом того, что обод двойной и стальной.
    PS: наверно много написал.
    2хPS: ничего лишнего не написал.
    Мой адрес: alex_108GnD@mail.ru.

    8072af0a5938d7236af4f414acf017e94f1b3be5
1 симпатия

Фотки не хватает)

Думал никто читать не будет. Фото выложу чуть позже. Поставлю последние запчасти - и выложу. 290 просмотров очень неожиданно.

ЗНАЧИТ НЕ ЗАБЫЛИ МЫ ЕЩЁ СВОЮ ИСТОРИЮ

Выкладываю ТО и ИЭ. Есть в бумаге. Может кому пригодится.
Тут в преамбуле темы стоит вопрос про длину: 1175 мм база Аиста.

Если у кого есть запчасти к данному агрегату - напишите. Если есть такого же класса велосипед - рассмотрю покупку. Буду благодарен. Или кому-то нужны запчасти - помогу, чем могу!

Как-то меня на велосипеде останавливает мужчина лет 60 и говорит: это самый правильный велосипед. Он на нем в детстве гонял. Он помнит как-то спустила покрышка. Он подошел к реке, наполнил камеру водой и доехал до дома.

В жизни до такого не догадался. Как-нибудь надо попробовать:)

В другой раз мужчина лет 50-ти спросил: Это что, Аист? Это же мечта детства.

Однажды заехал к знакомому на велосипеде. Он очень удивился и обрадовался, отодвинул меня в сторону сел и поехал. В звонок позвонил. Вспомнил, что был такой же с серой фарой, как склеивал фару после небольшой аварии. Его супруга тоже вспомнила как в детстве ездила на таком в деревенский магазин. Особенно ей нравился багажник. Прокатится не пожелала.

Кто-то может спросить, пробовал ли я ездить на современных велосипедах? Да, однажды попробовал. Сильного впечатления не произвело. У каждого велосипеда есть свои достоинства и недостатки, возможности. Идеальный для меня мой конёк горбунок.

Так что сбрендить (в смысле не сбрендить, а сбрендить - поменять бренд) нет желания

В советском фильме Командировка 1961 года в самом начале двое взрослых едут на велосипеде по пересеченной местности. По моему ЗИС В110 Прогресс. Так. к слову о качестве.
Спасибо Андрею Жигунову за приятный отзыв. 230 км за день на таком велосипеде не каждый сможет.

Работа советской штатной оптики на белом покрывале января. Вблизи дорога освещается прямым светом лампы, вдали - сфокусированным светом. Наклоном фары можно регулировать дальность. Это конечно на белом снегу. На черном асфальте яркости хватать не будет. Правда не пробовал. Не очень смотрится тень от круглого катафота и покрышки:) Интересней ездить ночью. Сразу видно прямолинейность хода, дрожание рук. Хороший тренажер грациозного хода получается. Сознаюсь, не от генератора штатного запитка идет, а от двух литиевых аккумуляторов от фонарика по 3,7 В каждый. Небольшой колхозик. Генератор рабочий, но покрышки жалко. Задний фонарь горит очень ярко за счет фокусировки светового потока лампы линзой. Удивлен, что на морозе литиевые аккумуляторы не уменьшают напряжение. Может мороз не большой. В темноте гуляют люди, ездят лыжники. Не я один ездил со светом. Мимо пронесся лыжник с фонарем на лбу (а во лбу звезда горит - сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок). К шоссеру привязали вартрушку с взрослым человеком и катаются вокруг кургана, мужчина в одних шортах и майке бегает как минимум 3 км по морозу. Чего только на матушке Руси не увидишь.
Работа катафотов тоже показана.

Получается много редакций. Уж извините. Что вспоминаю, то и пишу. Не для первой строчки на сайте. Для ностальгии как сказано в самом начале.

Страничка одного из реставраторов советских велосипедов http://twitter.com/GlazBike, http://vk.com/glazbike. Аист там тоже есть. Ну и немного юмора. Я человек, увлекающийся велосипедами. У меня три Аиста: 1986 (на фото), 1989 (донор) и 1991 (в деревне) годов выпуска. Круче маньяка только коллекционер. Мне как-то прислал коллекционер из Кузнецка фото своей коллекции - около 30 велосипедов ПВЗ. B-UHWSeIYAACzF4

1 симпатия

Теперь, после описания велосипеда, покажу аксессуары как сейчас модно говорить. По-русски - прибамбасы.

  1. Велосчетчик
  1. Зеркало
  1. Задний фонарь
  1. Спидометр.

Следующая серия об устройстве велосипеда. Спидометр и счетчик разбирать не буду.